- ГОБОЙ
- (ит. и англ. Oboe; немец. Oboe и Hoboe; название происходит от франц. Hautbois, что значит "высокий деревянный духовой инструмент", в противоположность Basson [фаготу] "низкому" дерев. дух. инструменту; из того обстоятельства, что слово г. всеми языками взято с французского, можно заключить, что инструмент этот изобретен во Франции). В теперешнем своем виде г. существует около 250 лет, не считая конечно усовершенствования мензуры и увеличения числа клапанов, которых первоначально было только два. Гергард Гофман, Растенбургский бюргермейстер в 1727 впервые увеличил число клапанов до 4; в настоящее время, при совместном существовании г-в, различных по конструкции, число клапанов колеблется между 914. Г. произошел от древней свирели (См.), также как фагот от бомбарды; все эти инструменты принадлежат к одному семейству инструментов с двойным язычком. Объем г. в настоящее время (I): однако писать для оркестра предпочитают как показано под II, ввиду того, что нижнего b нет во многих инструментах, а верхние тоны не всякий в состоянии взять. Срв. также сказанное о твердости язычка в статье Фагот. Тембр г. несколько гнуслив, но гораздо мужественнее, чем у флейты и менее чувственно-пышен, чем у кларнета. Звучность г. в певучих местах производит впечатление чего-то наивного, целомудренного, вследствие чего этот инструмент играет в оперной и программной музыке большую роль в качестве представителя девственности и чистоты духа. В церковной музыке и по сие время г. предпочитается кларнету. В настоящее время пользуется большой популярностью, или вернее начинает снова все более и более входить в употребление одна разновидность г., а именно альтовый гобой, известный под именем английского рожка (франц. Cor anglais; итал. Corno inglese, немец. Englischhorn); объем его: т.е. тот же, что и у г., но на квинту ниже. Англ. рожок считается транспонирующим инструментом; партия его вотируется на квинту выше, чем она звучит, следовательно: (как валторна in F). Корпус англ. рожка, вследствие его длины, согнут под тупым углом; в 1718-м вв., когда он был всюду распространен под именем Oboe da caccia, инструмент этот имел серповидную форму подобно Zink'y и был обтянут кожей. Совершенно вышел из употребления теперь Oboe d'amore (Hautbois d'amour), который был на малую терцию ниже обыкновенного г., следовательно в А, но отличался от одинаково настроенного Oboe bassa (Grand hautbois) тем, что у него была шарообразная резонансная воронка с узким отверстием, что сильно заглушало звук. Oboe piccola старинное название обыкновенного г. Со времен Люлли до индивидуализации духовых инструментов в оркестре классической симфонии (следоват. около 16601760) гобои делились, подобно скрипкам. на 2 партии (1-е и 2-е г.), по нескольку пультов в каждой, причем гобои большей частью играли unisono со скрипками. Только в эпизодах-трио выступали 2 гобоя-соло и 1 фагот. Знаменитые виртуозы на г. прошлого и настоящего времени: Гальяр (Galliard, ок. 1700), братья Безоцци (1735), Саллантен, Лебрён, И. X. Фишер, Гарнье (Garnier), Барт, Г. Фогт, Зельнер, Барре, Турнер, Лавинь (Lavigne); из педагогических и концертных композиций для г. следует отметить школы Зельнера, Барре, Гарнье (немец. перев. Випрехта), Кюфнера (2-е изд. Фр. Фольбаха 1894), Г. Клинга (русс. изд. П. Юргенсона), 48 этюдов (op. 31) Ферлинга, концерты Рица (op. 33), Эд. Штейна (op. 10), Клугхардта (op. 18) и пр.; остальные из выше названных виртуозов также писали этюды, пьесы, концерты и пр. для г. Органный регистр под названием г. 8-футовый язычковый голос с цилиндрическими корпусами, к которым сверху припаяны воронки, так что корпус похож по форме; на оркестровый инструмент г. Г. представляет собой так назыв. половинный голос, т.е. регистр этот применяется только для верхней половины клавиатуры, а в нижней заменяется фаготом (См.).
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.